INNOVA PROJECT
прорвись в будущее
ИННОВАЦИОННЫЙ КОНСАЛТИНГОВЫЙ ЦЕНТР
Новости:
|
Форстайминг. Стратегия достижения целей.
Методология, стратегии и техники форстайминга в практической работе 1. Введение в форстайминг Происхождение форстайминга Автор технологии - Евгения Мищенко, коуч, консультант, тренер, психотерапевт. Форстайминг рождался в процессе психотерапевтических сессий, тренингов и консультирования, источник его происхождения-практика, исследования и анализ. «Питательной средой» для развития форстайминга являлись методы стратегического менеджмента и психотерапии: сценарное моделирование, арт-терапия, гештальт, НЛП, психодрама и телесная терапия. Терминология Форстайминг (force-сила, мощь, управление, timing-время, временной интервал), буквально можно перевести как управление временем или мощь времени). Форстаймер-профессионал, обучающий форстаймингу, консультант, трненер, проводник в мир форстайминга. Форстайм-процесс обучения форстаймингу и форма обучения.
Сущность Форстайминг является инструментом, с помощью которого человек или группа людей может добиться целей, неподвластных для достижения с помощью других методов или технологий. Цели могут иметь разный характер: личные, бизнес-цели, творческие и.т.п. Общим для всех целей является их значимость и труднодостижимость. Мощь и результативность форстайминга связаны с его способностью стимулировать и аккумулировать энергию личности или группы, объединять внутренние и внешние ресурсы для достижения цели. Форстаймингу доступны любые временные ресурсы (прошлое, настоящее и будущее), и пространственные ресурсы (используются «карты» различных масштабов, вплоть до планетарных). Форстайминг как деятельность представляет из себя цепочку взаимосвязанных процессов моделирования из различных материалов, включая словесное и логическое моделирование. При создании моделей активизируется все психические процессы и функции личности, ведущими являются воображение и креативное мышление. Аллегории форстайминга Для понимания сути форстайминга мы приведём такую аллегорию: изнемогший уставший путешественник, смотрит вдаль: на горизонте видна белоснежная недосягаемая вершина, но идти до неё уже нет сил. В это время появляется дракон, который переносит путника на самую вершину горы. Путник в восторге: он видит огромный мир под ногами, долины и реки, ледники и скалы. А ещё он замечает то место, где он остановился, потеряв надежду на покорение вершины. И видит маршрут, по котрому от этого места тропинки ведут к горе. Дракон с путником возвращаются обратно, но путешественник уже знает дорогу, он полон энергии и воодушевления. И энергично движется к горе. Форстайминг-это дракон, на широких крылья которого мы можем увидеть мир перспектив и возможностей, чтобы использовать из при достижении цели.
Области применения форстайминга Психология, здоровье, бизнес, социальные проекты, детство, творчество, обучение (подготовка форстаймеров). Предназначение форстайминга Любой человек или группа людей, имеющие цель, и осознающие препятствия на пути её достижения. Наличие значимой важной труднодостижимой цели и сильной мотивации являются необходимыми условиями успеха. Потенциал Динамизм и сила форстайминга связаны с 3 факторами: 1. Работа с глубинными внутренними ресурсами человека или группы. 2. Использование временных и пространственных трансформаций. 3. Экспрессивность и эмоциональная насыщенность процессов, связанных с форстаймингом. Отличия от существующих технологий Форстайминг отличается от психотерапевтических методик, поскольку, используя их в синтезе, ставит цель не только изменить личность (личностный рост), но и добиться конкретных практических результатов в деятельности (достижение конкретной цели). Роль форстаймера Организация работы, обучение технологии, обеспечение условий, необходимых для использования форстайминга. Условия Форстайминг представляет из себя процесс моделирования в пространстве и во времени, материалы для моделирования могут быть различными: песок, пластилин и глина, бумага, краски, словесный, музыкальный и двигательный материал, любые предметы и приспособления, годные для использования в моделировании и.т.д. Так же возможно сочетание различных материалов. Клиент самостоятельно выбирает материалы для моделирования. 2. Методология форстайминга Семь основ, семь принципов лежат в основании форстайминга. Первый принцип заключается в том, что все действия форстайминга происходят в реальности, носят практический, чувственный характер. В процессе моделирования задействованы руки, тело, органы чувств и эмоции. Изменения, трансформации творятся не в уме, не в воображении, а в действительности, в практической деятельности. Это очень важный момент, поскольку форстайминг направлен на достижение цели, на результат. Личностные изменения, конечно, происходят в процессе работы, и они важны и необходимы, но цель приоритетна. Форстайминг - не словесное и не мыслительное моделирование, а практическое и реальное, хотя, безусловно, креативное мышление, речь (обратная связь, анализ, словесное творчество в виде мифов, и.т.п.), неотъемлемая часть моделирования. Второй принцип предполагает высокий уровень эмоциональности происходящего в форстайминге. Экспрессия необходима, поскольку прорыв к цели носит творческий характер, есть некое преодоление тупика, препятствий. Результат, как и произведения искусства, появляется благодаря накалу чувств, страстной включённости в процесс созидания. Именно поэтому моделирование в форстайминге имеет арт-терапевтические источники. Форстайминг можно считать творческим процессом, подобно созданию музыки или поэзии, здесь создаётся творческая личность, ищутся неведомые пути достижения цели. Третий принцип связан с признанием доминирующей роли клиента или группы. Весь процесс запускается, контролируется, инициируется и протекает с подачи человека, стремящегося достигнуть цели. Клиент является режиссёром, актёром, сценаристом, творцом, созидателем, он моделирует и осмысляет, трансформирует и выбирает. Форстаймер может передавать техники, использовать вопросы, давать обратную связь, но не в его праве навязывать что-либо или управлять. Как любой творческий процесс - форстайминг интимен и индивидуален. Четвёртый принцип основан на безграничности форстайминга. В процессе моделирования границы времени и пространства подвижны и текучи. Клиент может отправляться в путешествие в недавнее или далёкое прошлое, в будущее, сколь удалённым бы оно не было. Нет границ и у пространства: масштаб при создании модели всё время меняется, пространственные связи между объектами перестраиваются, трансформируется количество, расположение и характер объектов. Безграничность и беспредельность в творческом моделировании необходимы для нахождения ресурсов и стратегий, ведущих к достижению цели. Пятый принцип предполагает осознание промежуточных и конечных результатов форстайминга. Осознание необходимо для того, чтобы придти к цели, не потеряв по дороге найденные в моделировании возможности и ресурсы. Промежуточные и конечные результаты могут записываться, проговариваться, фиксироваться условно, в цвете или символах. Форстаймер должен следить за тем, чтобы ценные творческие находки не потерялись в процессе протяжённого и захватывающего путешествия к цели. Шестой принцип связывает воедино все аспекты достижения цели: чувства, действия, творчество и осознание. Форстайминг начинается с переживания сильных эмоций, чувства сопровождают творческое моделирование, но осмысление, осознание и действенная тренировка обязательно должны присутствовать в цепочке форстайм - процессов. Если мы попытаемся подвести клиента к осознанию без творчества и эмоций - форстайминг уподобится схоластическому логическому поиску и потеряет смысл. Если форстайминг сведётся только к переживаниям, то подобно арт-терапии он даст отреагирование эмоций и разрядку, но не выведет к желаемому результату: достижению практической цели. Без тренировки действий, ведущих к достижению цели, ресурсы, обнаруженные путём моделирования, останутся внутри, оторванными от практики и результата. Седьмой принцип моет быть сформулирован так: форстайминг - не линейный механический процесс, это живое и пластичное действие. Возможны возвраты и повторы, остановки и продолжение развития, скачки и плавное течение, как в процессе моделирования, так и в процессе чувствования и осознания. Не имеет смысла логически расчленять или искусственно структурировать форстайминг, хотя живая творческая логика, конечно, в моделировании присутствует. Форстаймер должен быть творчески раскован, свободен как и клиент, но при этом видеть перспективу развития. Итак, методология форстайминга стоит на следующих основаниях: практическое моделирование, экспрессия, главенство клиента, отсутствие границ, пластичность и нелинейность, единство чувства, осознания и действия.
3. Стратегии форстайминга Форстайминг можно определить как управляемое творчество. Управление состоит в использовании оригинальной трёхмодульной стратегии. Модули - это модели, имеющие определённую направленность, в то же время каждый модуль - это определённый этап моделирования в форстайминге. Для форстайминга характерны модули трёх типов: проблемные, ресурсные и модули трансформации. Каждый модуль ориентирован во времени: проблемный модуль связан с настоящим, ресурсный с отдалённым будущим, модуль трансформации - с настоящим или ближайшим будущим. Проблемным модулем считается модель ситуации, которая самим клиентом воспринимается как проблемная, подлежащая изменению. С проблемным модулем связаны основные переживания, отрицательные или амбивалентные чувства. Цель ставится именно в применении к проблемному модулю: изменить сложившуюся ситуацию, добиться чего-либо в связи с проблемной ситуацией и.т.п. Примеры проблемных модулей: модель семейного конфликта, модель профессионального тупика, смоделированная ситуация творческой неудачи, модель переживаний, связанных с болезнью, модель, воспроизводящая ситуацию постоянной нехватки денег и.т.п. Ресурсный модуль связан с моделированием желаемой ситуации, той ситуации, к которой стремится клиент. По сути, ресурсный модуль является моделью достигнутой цели, идеальным результатом. Ресурсный модуль вызывает положительные эмоции большой силы и яркости, это могут быть радость, восторг, эйфория, ощущение силы и могущества. Так, ресурсным модулем может стать модель разрешённого конфликта, идеальной семьи, творческого взлёта, денежного успеха. Ресурсный модуль - антитеза проблемному модулю, идеальное разрешение конфликта, заложенного в модель проблемной ситуации. Модуль трансформации - это проблемный модуль, в котором происходят изменения, направленные на достижение поставленной цели. Изменения могут выражаться в трансформации пространственных и временных связей, трансфигурации объектов и связей между ними. В отдельных случаях, трансформации столь глубоки, что клиент начинает отстраивать модель заново, игнорируя созданный ранее проблемный модуль. Собственно говоря, с проблемного модуля форстайминг и начинается (моделирование проблемной ситуации), и там же он и заканчивается (трансформация проблемы в решение, в процесс достижения цели, получение желаемого результата). Ресурсный модуль является своеобразным источником энергии, аккумулятором, заряжающим человека силой и эмоциями, необходимыми для включения в борьбу за цель. Но роль ресурсного модуля не сводится только к энергетической и эмоциональной стимуляции. Найденные ресурсы могут быть ключом к решению проблемы, ответом на вопрос, как действовать, куда двигаться. Так, например, человек, ставящий цель сделать сложный выбор между двумя ситуациями, отстраивает в русурном модуле образ свободы и независимости, и это, в дальнейшем, определяет его выбор, внося новые аспекты выбора, новые критерии принятия решения. Мы уже отмечали, что форстайминг - живой, динамичный, естественный процесс, поэтому строгой заданности в использовании трёхмодульной стратегии нет. Возможны многочисленные возвраты к определённым модулям, например, ресурсный модуль может быть не один, а несколько, так же обстоит дело и с другими модулями. Начинаться форстайминг тоже может с разных модулей: иногда с проблемного, в других случаях - с ресурсного. Три модуля стратегически присутствуют всегда, но последовательность их создания, их число и разработанность, меняются в зависимости от цели и индивидуальных особенностей клиента. В этом смысле, трёхмодульная стратегия может быть индивидуализирована под каждый конкретный случай. Следует иметь в виду, что характер модуля определяется не сразу. Клиент может создавать идеальную ситуацию, например модель отношений, которые он хотел бы иметь с собственным ребёнком. Но по прошествии некоторого времени становится ясно, что под видом идеальной снова строится проблемная ситуация, только теперь моделируется не внутренний конфликт, а «фасад», фальшивые отношения, выставляемые напоказ, то есть проблема, только другая. Задача форстаймера чётко ориентироваться в истинном значении модуля, в противном случае стратегически форстайминг протекает неправильно, и цель не достигается. Стратегию форстайминга можно уподобить змее, гибкой и стремительно, но плавно и гибко скользящей по направлению к цели. Путь змеи идёт не по прямой, траектория извилиста и причудлива, но её вектор так или иначе приводит к цели. Нелинейность и немеханистичность стратегии, следствие высокой эмоциональности и креативности самого процесса форстайминга. Калейдоскоп модулей неслучаен, именно сам клиент компонует и аранжирует процесс, как композитор трансформирует музыкальные темы, темпы и формы. Особое преломление трёхмодульной стратегии форстайминга - модульная цепочка, простирающаяся из настоящего в прошлое и будущее. Цепочка подобна параболе, восьмёрке, именно она - наглядное доказательство той свободы, которая возможна во времени и пространстве, если они охвачены волнами форстайминга. Стратегическая цепочка модулей - пример наиболее сложного и эффективного подхода в стратегическом форстайминге, поэтому именно она развёрнута на страницах этой книги полномасштабно и наглядно, в качестве методического примера, имеющего художественную форму. 4. Техники форстайминга Мы попытаемся описать семь наиболее важных техник, применяемые в форстайминге, и привести фрагменты форстаймов (сессия форстайминга), для иллюстрации способов применения этих техник. Договоримся обозначать слово ФОРСТАЙМИНГ аббревиатурой двух букв: ФТ (эф-ти). Термин «форстаймер» заменим буквой «Ф». Итак, вначале обратимся к техникам, используемым наиболее полно при работе с проблемным модулем. 1. Техника развития. Используется для расширения поля проблемного модуля во всех трёх измерениях, как пространственного, так и временного. Техника развития направлена на увеличение или уменьшения количества, пространственных параметров, связей между объектами, и самих объектов в модуле. Техника развития позволяет обогатить и насытить модуль конкретикой, увеличить диапазон как проблематики, так и ресурсов. В форстайминге и проблемы, и источники решения проблем, можно смело отнести к ресурсам, поскольку за проблемой всегда скрывается возможность её преодоления. В качестве инструментов техники развития применяется вопросы, стимулы к действию, отзеркаливание высказываний самого клиента Ниже приводится фрагмент форстайма: клиент - Дмитрий (будем обозначать его как «Д»), озабочен тем, что его друзья и знакомые более успешны, чем он, социально, материально, личностно. В проблемном модуле Дмитрий создал некое царство, где его друзья в коронах восседают на тронах, а он, в лаптях и простой одежде стоит за пределами их дворцов в позе просителя. Инструментарий техники развития мы выделим в тексте курсивом. Д. Ну, вот так, примерно. Кто-то во дворцах и при сокровищах, а кто-то босой и на улице (усмехается). Ф. А сокровища...их не видно...какие они? Д. Сокровища...сейчас сделаем (раскладывает возле царских тронов цветные камешки, «золотые» и «серебряные» монеты, цепочки, женские и детские фигурки). Ф. Тут женщины и дети... Л. Да. У них и машины, и семьи, и деньги, и должности. А у меня никого и ничего. Ф. А что-то есть у вас? Д. Ну, что-то и есть (кладёт рядом с фигуркой бедняка маленькую книгу и жезл). Ф. Книга - это... Д. Я книгу написал после диссертации. Сначала гордился, потом понял, ерунда всё это. А жезл - преподаю я. Студенты меня...ну, как сказать... Ф. Боготворят? Д. Близко к этому (улыбается). Ф. Дмитрий, а то, что не является ерундой, в вашем понимании, у вас имеется? Д. Подумать надо...(разбрасывает по полю модели фигурки насекомых: пауков, гусениц). Ф. Что же это для вас? Д. Это...То, что грызёт изнутри меня. Моя зависть, моя злость. Вот этого у меня хоть отбавляй. В этом фрагменте техника развития была направлена на материализацию проблем и ресурсов, которые упоминал клиент в своей речи. 2. Техника масштабирования. Суть этой техники в том, что мы можем увеличивать или уменьшать масштабы всей карты модуля, или только отдельных модульных фрагментов. Инструментом для масштабирования являются предложения форстаймера «развернуть», или «свернуть» карту модели, добавить или убрать часть карты. Масштабирование позволяет расширить мир ресурсов и проблем, увеличить поле для принятия решений в области достижения цели. Масштабирование применяется при работе со всеми тремя модулями. Ф. А что за мир находится вокруг вас? Д. Обычный. Обычная жизнь. Ф. А вы можете этот обычный мир построить отдельно? Д. Могу (Строит другой модуль: дома, фигурки людей, машины, дорогу, реку, озеро). Ф. А вы где здесь? Д. (Ставит фигурку человечка рядом с одним из домов). 3. Эксперимент. Эта техника позволяет клиенту опробовать различные подходы и способы действий, находя наилучшие варианты решения проблемы. Клиент может экспериментировать самостоятельно или по предложению форстаймера. Ф. Попробуйте сами сесть на трон, вместо кого-то из своих друзей. Д. Это будет забавно (улыбается). Ф. Попробуйте. Д. Хорошо (сажает фигурку «себя», на трон). Ф. Что чувствуете при этом? Д. Мне нравится! А куда друга короля теперь деть? Когда он лишился трона с моей помощью? Ф. Попробуйте его на своё место поставить. Д. Нет, не хочу. Это не правильно. Пусть рядом сидит (ставит ещё один трон - для друга). Ф. Что теперь скажете? Д. Так идеально. Не хочу ничего ни у кого отнимать. Хочу своё собственное. 4. Техника динамизации. Моделирование предполагает создание статичных картин. Предложение динамизировать модель, внести движение, даёт особые возможности в плане прочувствования и осознания важных деталей модуля, и в плане обнаружения скрытых возможностей. Динамизация может так же осуществляться по желанию клиента или по предложению форстаймера. Техника динамизации используется при работе со всеми тремя модулями, но чаще всего, с проблемным и модулем трансформации. Ф. А куда направляется эта машина? Д. Понятия не имею. Ф. Можно сделать так, чтобы она двигалась? Д. Так, машина едет, едет...Ват те на! (машина подъехала). Ф. Что вас удивило? Д. Думал, поедем по дороге, а она по бездорожью рванула. Что-то в этом есть... 5. Техника погружения. Сущность этой техники в том, что клиент, сам или по просьбе форстаймера, как бы оказывается внутри модели или отдельных её объектов. «Проживание» изнутри, вживание в сценарий, смоделированный по ситуации, даёт особые возможности на пути продвижения к цели. техника. Ф. Представьте, что вы находитесь внутри этого дома. Д. Ну, да. Представил. Ф. Как вы себя там чувствуете? Д. Мммм....Уютно. Тепло. Рядом кто-то есть. Жена, дети. Знаете, больше всего я завидую тем, у кого хорошая семья, любящая. 6. Техника слияния. В рамках этой техники клиент (самостоятельно или по предложению форстаймера), может объединять различные можеди или их части. Особенно эффективно эта техника «работает» при объединении ресурсного и проблемного модуля или фрагмента ресурсного модуля с целостным проблемным модулем. В этом случае, часть ресурсного модуля становится «ключом» к решению проблемы, своеобразным зашифрованным ответом на вопрос, связанный с достижением цели. Ф. Что вам больше всего нравится здесь? (вопрос задан после создания ресурсного модуля). Д. Воздух, свет, свобода. Да, свобода. Это небо без границ (вздыхает). Ф. Попробуйте перенести это небо в первую модель: пусть над городом будет синее бескрайнее небо свободы. Д. Ух, ты! Город стал другим. Ф. А что изменилось. Д. Теперь я согласен жить в этом городе. И ещё, здесь меня ждёт успех. Обязательно. Пока не знаю, где. 7. Техника трансформации и трансфигурации. Одна из наиболее сложных техник, требующая от клиента и от форстаймера хорошо развитых воображения и творческого мышления. Трансфигурация и трансформация связаны с качественным, а не количественным развитием объектов или связей между ними. Если техника развития затрагивает количественные параметры, то конфигурация предполагает качественные имманентные изменения, подобнео томук, как гусеница превращается в бабочку, а зима переходит в лето. Ф. А что произойдёт с человеком в лаптях, когда над городом засияет синее небо? Д. Он станет другим (убирает фигурку и ставит на её место фигурку короля в короне и мантии). Ф. Он превратился в короля...Как же это произошло? Д. Свобода...Безграничные возможности для роста. И ответственность. Мальчик вырос и изменился. Мы рассказали о семи оригинальных, наиболее часто используемых техниках форстайминга. Следует иметь в виду, что кроме специальных «форстайминговых» техник, в процессе моделирования широко применяется синтез техник, используемых в гештальте, НЛП, арт-терапии, телесной терапии, психодраме, трансактном анализе, поведенческой и когнитивной терапии.
|