INNOVA PROJECT
прорвись в будущее
ИННОВАЦИОННЫЙ КОНСАЛТИНГОВЫЙ ЦЕНТР
Новости:
|
Стань счастливым в любви
1. Развитие способности любить Способность любить развивается в течение всей человеческой жизни. Основы закладываются в раннем детстве. Выделяется несколько основных этапов: 1. 0-3 года. Материнская безусловная любовь и забота о ребёнке. На этом этапе физическая забота, близость, нежность и безусловное принятие матери становятся той основой, благодаря которой ребёнок осознаёт собственную ценность, уникальность, значимость. Любовь матери формирует любовь к себе. В этом же возрасте привязанность к матери и близким, ответное тепло, нежность, являются первыми ростками любви к другим людям. Дефицит материнской любви искажает любовь к себе или делает её невозможной, что в дальнейшем негативно сказывается на способности любить. В раннем детстве, в благоприятных условиях, формируются внутренние установки: «Я достоин безусловной любви», «Я - неповторим и уникален», «Я люблю себя», «Другой человек достоин любви и ценен сам по себе», «Проявлять любовь - это значит заботиться, сопереживать, помогать, общаться, играть, ласкать, быть вместе», «Любить - это хорошо, я люблю, и меня любят». 2. 3-6 лет. В этом возрасте ребёнок учится действенно любить других и себя. Расширяется диапазон любовных проявлений: защищать себя и любимых людей, делать что-то вместе, скучать, прощать, делиться чувствами, опытом, дарить подарки, и.т.д. В этом возрасте любят не только близких, возможна привязанность к более дальним родственникам, друзьям. Любовные отношения дифференцируются: взрослых и детей, членов семьи и друзей, любят по-разному. Любовь становится более осознанной, индивидуализированной, длительной и прочной. В этом возрасте дети могут влюбляться, переживая эмоциональный подъём, нежность, потребность в близости. Важно, чтобы ребёнок учился любви на примере близких людей, видел и ощущал проявления любви в семье, получал поощрение и поддержку в своей собственной любви к другим людям. 3 6-12 лет. Формирование способности любить представителей противоположного пола. Первоначально - это чувство любви и привязанности к родителю противоположного пола, которое получает адекватную поддержку и поощрение со стороны взрослого. Здоровые установки, созревающие внутри этого возрастного этапа: «Быть мальчиком (девочкой) хорошо», «Я - красивая, добрая, хорошая девочка, папа любит, уважает, защищает и поддерживает меня», «Я - сильный, добрый, умный, замечательный мальчик, мама уважает меня и гордится мной», «Мужчины - замечательные, сильные, умные, на них можно положиться», «Женщины - добрые, красивые, нежные, им можно доверять». Так же важна любовь, солидарность и уважение обоих родителей к ребёнку и друг другу. Модели любовных отношений, ритуалы, способы проявления любви и привязанности осваиваются ребёнком естественно, в живом семейном общении.
2. Повторяющиеся негативные сценарии в любви (переносы) Способность любить себя и других, отдавать и принимать любовь, формируется в относительно здоровой семье. В нездоровой среде закладывается основа для негативных сценариев в отношениях, которые затем неоднократно повторяются в жизни (переносы). Причины могут быть различны: дефицит любви в семье, гиперопека, амбивалентные отношения (один и тот же или разные взрослые демонстрируют то «любовь», то «ненависть» к ребёнку. Психологические травмы (потеря родителей, разлука, психологическое и физическое насилие), невротические проблемы взрослых, так же могут быть причиной развития переносного поведения. Как правило, имеется не одна, а целый комплекс причин. Можно выделить несколько вариантов развития нездоровых сценариев любви: 1. слабая выраженность способности любить, проблемы с «отдачей» любви». 2. Неумение принимать любовь. 3. Любовь связана со страданием и унижением. 4. Привязанность к отвергающим и пренебрегающим объектам любви. 5. Неспособность к безусловной, неманипулятивной любви. 6. Тенденции к симбиотической зависимости в любви. 7. «Ненасыщаемость» любовного голода, искусственная потребность в сверхсильных эмоциях. Переносы редко бывают однотипными, как правило, это целый «букет» взаимосвязанных поведенческих и эмоциональных реакций.
3. Архетипы любви Ещё греки выделяли различные архетипы любви, отличающиеся оттенками чувств и отношений в паре. 1. Любовь - страсть, в которой преобладают сильное влечение, яркие интенсивные сексуальные чувства, экспрессия в отношениях. 2. Любовь дружба, построенная на доверии, общих интересах и тесном взаимодействии. 3. Романтическая любовь, с высокими порывами, духовным началом. 4. Любовь - игра, лёгкая, необременительная, непосредственная. 5. Любовь патриархальная, с традиционным распределением ролей и функций между женщиной и мужчиной, с чётко обозначенными ритуалами и способами взаимодействия. 6. Прагматичная любовь, которая строится на основе психологического, социального и материального расчёта. 7. Любовь - творческий союз, совместное творчество и поиск в любовной паре. В каждой паре преобладает свой архетип любви в зависимости от этапа развития отношений и их длительности, психологических особенностей партнёров и их ценностей. На протяжении жизни модель любовных взаимоотношений развивается, трансформируется, иногда полностью перестраиваясь, а в некоторых случаях индивидуальная окраска любви сохраняется в течение всей истории любовных отношений в течение жизни. В глубокой зрелой любви переливаются и играют различными красками все архетипы любви.
4. Совместимость в любви. Моделей совместимости в любви множество. Опишем наиболее интересные из них, потверждённых статистически. 1. Семиуровневая модель совместимости. Предполагается, что мужчина и женщина соответствуют друг другу на семи уровнях: сексуальный, психологический, эмоциональный, социальный, интеллектуальный, творческий, духовный. Некоторые авторы выделяют другие уровни (ценностный, например), но общий подход в плане гармонии отношений на разных уровнях взаимодействия и самовыражения, сохраняется. 2. Модель совместимости по психотипическому соответствию. Впервые на это указал Юнг. Он отметил тягу противоположных психотипов друг к другу (интроверты тянутся к экстравертам, интуиты к сенсорным, логики к эмоционалам). Юнг объяснил механизм совместимости различных психотипов возможностями для компенсации и развития во взаимоотношениях с дуалом.
5. Развитие отношений в паре. Взаимная любовь даёт возможность развиваться как каждому партнёру, так и паре в целом. Отношения развиваются не линейно, а волнообразно. Отдельные периоды могут повторяться, возвращаться, наблюдаются своеобразные циклы, возникают новые по содержанию и форме отношения. В начале пути, влюблённые переживают этап фасадных, романтических отношений. На этом этапе возможны положительные переносы, идеализация. Каждый из партнёров «показывает» себя идеального, и так же воспринимает другого. Эмоции могут быть сильными, но не глубокими и не стойкими. Затем происходит истинный контакт, когда открывается внутренний мир другого человека, его уникальность. У людей словно открываются глаза, теперь они ясно видят партнёра. Как правило, истинное узнавание возможно, когда пара сталкивается с проблемой, первыми трудностями, реальность бросает им свой первый вызов. Идеализация и романтизм уступают место истинным человеческим отношениям, доверию и чувству защищённости. Если отношения подлинны, то переносы заканчиваются, возникают живые аутентичные чувства. Искусственные переносные отношения рушатся при первых столкновениях с реальностью. Интересно, что в этот период пара «закрывается» для всех, внутри возникает особый неповторимый мир, именно теперь окружающие воспринимают влюблённых как пару. Вслед за глубоким контактом следует период познания друг друга, когда пара всё больше консолидируется, формируются общие привычки, собственный сленг, ритуалы. Возникает близость, чувство солидарности, рождается подлинное «мы». Закономерный этап развития - кризисы. Они бывают различны по характеру, длительности, глубине, причинности. Возрастные, сексуальные, психологические, кризисы, связанные с усталостью, в том числе, и друг от друга, и.т.п. Кризис может погубить любовь, а может способствовать её углублению, делать её человечнее и сострадательнее. Каждая совместно преодолённая проблема сплачивает, увеличивает степень доверия, привязанность. У пары может быть «золотой фонд» воспоминаний о начальном романтическом периоде любви, но ещё более ценен опыт совместного преодоления трудностей. Именно «в эпоху» кризисов проверяется доверие, преданность, зрелость, терпение. И в кризисах же эти составляющие любви развиваются и крепнут. Периоды охлаждения. Они закономерны, потребность в друг друге уменьшается, увеличивается дистанция, эмоциональность и сексуальность отношений снижается. Важно не перепутать этап охлаждения. Вполне закономерный и конечный с гибелью любви как таковой. Особо хочется выделить пик зрелой человеческой любви, когда уникальность, счастье, воплощенность партнёра, становятся более значимыми, чем собственные. При внешней сдержанности, сила и глубина чувств между людьми, их взаимное притяжение, достигают максимума.
6. Личностная самореализация партнёров. Любовь в паре развивается, углубляется, меняет формы проявления и содержание. Развивается и личность каждого из партнёров. 1. Происходит процесс взаимного личностного дополнения. Более сильные психологические функции одного партнёра «достраивают» более слабые другого, и наоборот. Какие-то качества действуют стимулирующе, какие-то активируют. В результате тесного энергетического обмена, личность каждого человека в паре получает и стимулы, и материал для развития, становится более целостной и совершенной. 2. Каждый из этапов становления любви требуют, а значит и развивает, различные стороны человеческой натуры. Прохождение кризисов, развитие зрелых отношений, углубление восприятия другого человека, формирование толерантности, трансформация смыслов и ценностей, все эти процессы обогащают внутренний мир каждого из партнёров. Любовь, взаимоотношения в паре, создают уникальные возможности для личностного роста, именно в силу близости, тесного взаимодействия людей.
7. Мужские и женские «роли» в любви. Говорить о ролях в можно условно, поскольку нет ничего зафиксированного, статичного в любви. Женские и мужские роли перетекают друг в друга. Они процессуальны. Будь то роли архитипические (хозяйка-хозяин, муза-вдохновитель, повелитель-повелительница, колдунья-колдун и.т.п.), или роли психологические (взрослый, ребёнок, родитель). Для здоровой любви характерна незакреплённость ролей, гибкость поведения, пластичная подстройка партнёров в зависимости от ситуации и посыла, получаемого от любимого человека. Тем не менее, различия в миссиях мужчины и женщины, конечно же, существуют. В общем, можно отметить, что женщина в большей степени отстраивает внутренний, духовный и психологический мир пары, а мужчина обеспечивает внешнюю экспансию, развитие связей и укрепление социального статуса, женщина больше направлена вовнутрь, а мужчина вовне. Кроме того, каждый из партнёров привносит нечто особенное, исходя из природы и психологии пола. Для женщины это - гибкость и терпение, умение амортизировать внешние и внутренние «толчки», находить новый смысл отношений, деятельности, обеспечивать поддержку, сохранять ценности пары. Мужчина направлен на цель, на достижение, на выполнение долга, благодаря ему отношения в паре приобретают вектор. Можно сказать, что женщина - это гармония, а мужчина -это динамика, женщина - это ценности, смысл, психологический комфорт, гибкая адаптация, а мужчина - это порыв, экспансия, импульс к переменам.
8. Кризисы в любви как возможность подняться на ступень выше Кризисы неизбежны в любых человеческих отношениях, в том числе, и любовных. Изнутри кризис ощущается как тупик, и сопряжён с переживаниями, нарушениями во взаимоотношениях, негативными эмоциями. В то же время, преодоление кризиса даёт ощущение подъёма и развития, вызывает поток позитивных эмоций, чувство победы над обстоятельствами и самим собой. Преодолев кризис, пара становится сильнее, гармоничнее, более зрелой и гибкой. Кризисы отличатся по содержанию и длительности. Наиболее часто встречаются следующие: Кризисы в интимной жизни. Они вызваны неравномерным темпом развития сексуальности у партнёров, снижением креативности в этой области отношений, сменой социального и психологического окружения, динамикой сексуальных потребностей в паре, и.т.д. Одним из типичных сексуальных кризисов можно назвать период беременности, время после рождения ребёнка. Психологические кризисы. Периодически негласные договорённости, сценарии, ритуалы, стиль отношений, нуждаются в трансформации. Если процесс изменения отношений отстаёт от внутренней и внешней динамики, возникает кризис. Изменение социального, семейного и материального статуса, личностный рост одного или обоих партнёров, стрессы и успехи, всё это влияет на взаимоотношения и требует пластичной и своевременной перестройки. В качестве примера психологического кризиса сошлёмся на разрушение модели романтической любви в первые месяцы, и переход к зрелой «земной» любви. Творческие кризисы. Они характерны для пар, ориентированных на творчество. Проблемы у одного или двух партнёров в профессиональной сфере являются серьёзным испытанием для обоих. Преодоление кризиса осуществляется благодаря активизации всех ресурсов пары, и хотя кто-то из партнёров на разных этапах может быть более или менее активен, чем другой, участие обеих сторон - непременное условие выхода из кризиса.
9. Любовь и расцвет личности. Любящий вас человек утверждает вашу уникальность, избранность, неповторимость. В его глазах, в совместном бытии, вы обретаете крылья, становитесь вершиной мироздания, просто потому, что вы - это вы, и всё что вам надо, это просто быть собой. Любовь даёт необыкновенные силы, возможности, чувства полёта и могущества. И точно такое же чувство вы бескорыстно дарите партнёру, наслаждаясь расцветом личности любимого человека. Реализуя любовь в действии, в чувстве, в повседневности реальной жизни, пара в целом, и каждый партнёр в отдельности, получают благословение на раскрытие внутреннего богатства во всей его широте и блеске.
|