+7 (921) 635-46-81

INNOVA PROJECT

прорвись  в будущее

ИННОВАЦИОННЫЙ КОНСАЛТИНГОВЫЙ ЦЕНТР

Главная ПУБЛИКАЦИИ Прыжок через пропасть или как самому решить свою проблему.
Новости:

Прыжок через пропасть или как самому решить свою проблему.

  

Содержание

Предисловие

Тайна волшебной шляпы и волшебных палочек

Реши первую проблему: деньги

Реши вторую проблему: английский

Реши третью проблему: страх

Реши четвёртую проблему: прими решение

Реши пятую проблему: родительство

Реши шестую проблему: здоровье

Реши седьмую проблему: успех

Реши любую проблему: секреты волшебной шляпы и двух волшебных палочек

Послесловие


Предисловие

Случалось ли вам в вашей жизни замирать перед трудной ситуацией? Это мог быть тяжёлый выбор или неприятный конфликт, переживание горестных чувств или потеря отношений... Да всё, что угодно! В этих непростых ситуациях вы были растеряны, дезориентированы, обездвижены. И зная, что нужно действовать, не знали как.

Вот и ко мне, психологу, приходят люди в таком состоянии, и я помогаю им. За долгие годы у меня накопился опыт взаимодействия с людьми, стоящими, образно говоря, на краю пропасти. Этот опыт, как мне кажется, интересен не только моим коллегам, психологам, но всем людям, тем, кто пытается самостоятельно выбираться из сложных личных, профессиональных и прочих положений.

Как и у всякого  уважающего себя волшебника у меня есть волшебная  шляпа и две волшебные палочки. Сейчас я о них расскажу.

Когда вы надеваете волшебную шляпу, вы начинаете видеть мир и думать по-другому. Без шляпы вы решали проблемы, используя слова, рассуждения, принципы, рекомендации и прочее. В шляпе, конечно, вы тоже сможете думать и принимать решения, но теперь вы будете делать это особым по-другому: с помощью образов, метафор, фантазий. Волшебная шляпа словно притушит свет в левом, логическом полушарии мозга, зато ярко включит все лампочки в правом полушарии. Вы спросите, зачем это надо? Но вы ведь и сами убедились, что советы, рекомендации из книг и анализ не помогли вам, и вы всё так же стоите на краю пропасти. Дело в том, что правому полушарию подвластно наше бессознательное, а оно намного древнее и больше, чем мир сознания, которым управляет левое полушарие. И если мы не нашли выхода на полях сознания, почему нам не отправиться в путешествие в страну бессознательного?

И так, мы уже в волшебной шляпе. Теперь можно взять в руки две волшебные палочки.

Первая поможет отправиться в путешествие, и это будет история преодоления трудностей на пути к успеху. Назовём её палочкой  пути.

Вы увидите, что история начнёт развиваться сама собой, как будто кто-то внутри знает, что и за чем будет, какие препятствия возникнут на пути. И как их преодолеть.

А вторая палочка нужна для того, чтобы переживая приключения в путешествии, в самые трудные моменты отыскать источник живительных сил, назовём её палочкой силы.

В эту небольшую книгу я отобрала случаи тех людей, которые приходили ко мне найти путь выхода из проблемы. И точно так же, как вам, я предлагала им волшебную шляпу и две волшебные палочки. Случаи, о которых я расскажу - самые распространённые, а значит, пройдя путь с героем истории, вы найдёте решение для себя. В конце каждого путешествия я опишу технологию: как именно работала волшебная шляпа и волшебные палочки. А в конце книги подробно расскажу, как пользоваться этими чудесными предметами самостоятельно.

И так вы готовы? Не боитесь заглянуть в пропасть, поискать мостик для её преодоления, а может, у вас хватит сил на затяжной прыжок через неведомое?

Поправьте волшебную шляпу, и крепко держите в руках волшебные палочки, мы начинаем!

Тайна волшебной шляпы и волшебных палочек

Вам, конечно, интересно, что за технологии скрываются за этими символами: волшебная шляпа и волшебные палочки. Сейчас я всё объясню.

Может быть, вы слышали такое имя: Карл Юнг? Это величайший учёный, психолог и философ. Именно Юнг открыл огромные возможности бессознательного. Того самого бессознательного, которое навещает нас во снах, дарит нам необыкновенные образы, чувства, истории. Но я наяву, во время бодрствования, бессознательное достаточно активно, и проявляется оно в различных фантазиях, внезапных озарениях или импульсивных поступках. Рассуждения с помощью понятий, логики, умозаключений - это сознательный способ решать проблемы. За логические и волевые процессы отвечает левое полушарие головного мозга. Но человек может рассуждать и решать проблемы по-другому: с помощью метафор, символов, привлекая силы бессознательного. И тогда активность проявляет правое полушарие. Для нас интересно открытие Юнга, что проблему часто нельзя решить на уровне сознания, логически, а вот бессознательное может помочь самым неожиданным образом. Волшебная шляпа - это технология включения бессознательного, обращение к образам,  символам и метафорам.

Теперь о волшебных палочках. Первая волшебная палочка - это палочка пути. Смысл её в том. Что когда человек сталкивается с тупиками и остановками в процессе решения проблемы, эта палочка (вопросы, предложения, эксперименты), помогает развиваться истории дальше, а человеку двигаться по пути решения проблемы. Технологию, которая называется сценарное моделирование (вы как будто моделируете сценарий решения проблемы), я придумала и опробовала в самых разных ситуациях решения проблем с моими клиентами, знакомыми, да и сама я часто пользуюсь этой волшебной палочкой.

За палочкой силы тоже стоит специальная технология, я назвала её форстайминг. Суть её в следующем: иногда, решая проблему, человек заходит в столь глубокий тупик, что палочка историй не помогает, сценарий решения словно замирает. И тогда человеку надо где-то почерпнуть силу, энергию для дальнейшего движения. Вторая волшебная палочка - форстайминг - позволяет отыскать глубинный индивидуальный энергетический ресурс. И человек с новыми силами продолжает решать проблему.

Обе волшебные палочки - технологии сценарного моделирования и форстайминг, родились в практической работе, их действенность проверена экспериментально. А вдохновил меня на поиск волшебных путей, конечно же, карл Юнг, с его верой в творческую силу бессознательно, в чудеса, которые может творить человек, надевая волшебную шляпу. Как всё это происходит на деле. Вы поймёте в процессе решения проблем.

Наше повествование будет строиться таким образом: сначала я покажу, как решал проблему конкретный человек (я постаралась отобрать проблемы, которые интересуют всех). Затем, в обсуждениях, я раскрою секреты применения волшебной шляпы и волшебных палочек в данном конкретном случае и отвечу на ваши возможные вопросы. Закончится процесс решения очередной проблемы создание мыслеформ - (настроев), которые помогут вам извлечь собственные уроки из опыта решения проблем другими.

Реши первую проблему: деньги

Мы обозначили её как первую не потому, что она самая важная (хотя для кого-то это и так). Люди по-разному описывают свои несложившиеся отношения с деньгами: кто-то жалуется, то они то есть, то нет. Других не утраивает невысокий уровень денег, при том что ситуация финансовая ситуация стабильна. Третьи не испытывают недостатка в деньгах, но их нервирует, что они живут не на свои деньги, а на родительские, или супруга. Вариантов недовольства денежной ситуацией масса, общим остаётся одно: на вопрос, есть ли у вас проблемы, которые вас волнуют, человек отвечает: «меня не устраивает ситуация с деньгами»

Сейчас мы познакомимся с приятной женщиной, которую зовут Лена. Она осталась без работы. У неё бывают подработки, небольшие заработки, но денег не хватает, и ситуация её по-настоящему угнетает. Лена воспитывает одна маленького сына, ей страшно, что она не сможет обеспечить ему достойную жизнь, дать образование. Уже два года она рассылает резюме и ходит на собеседования, но ничего не получается. Лена-маркетолог, ей 40 лет, и ей кажется, что ситуация никогда не измениться. Сначала она долго рассказывает все перипетии свих поисков работы, потом вспоминает, как давно она не может сходить к косметологу, купить себе духи, затем плачет.

Я предлагаю ей попробовать что-то другое, чего она ещё не пробовала, и она кивает головой. Давайте мы все вместе отправимся с Леной в путешествие за деньгами.

Я: Ты действительно много думаешь о деньгах, анализируешь, пытаешься найти разумные выходы.

Лена: Да я уже голову сломала. Не вылезаю из интернета, читаю умные книги, и по психологии тоже.

Я: И ночами продолжаешь думать...

Лена: Да, я плохо сплю. Иногда ночью приходит какая-то идея, утром я бросаюсь её воплощать. Но опять ничего не получается.

Я: Давай попробуем что-то, чего ты ещё не делала. Забудем про книги, советы, интернет, и отправимся в путешествие.

Лена: Как это?

Я: Сейчас увидишь. Путешествие это волшебное, и тебе придётся надеть волшебную шляпу.

Лена: Да я уже на всё согласна. Если поможет.

Я: В этой шляпе всё будет по-другому. Ты попадёшь в волшебную страну, или на таинственный остов, или в магический лес, пока мы не знаем. И где-то там зарыты сокровища...

Лена: Деньги...

Я: В волшебной шляпе можно рисовать, или лепить, или сочинять сказки, и всё получится.  Как она выглядит. Эта шляпа, по-твоему?

Лена: Не знаю... Может с острым верхом и  бубенчиками, как в Гарри Поттере. И с такими широкими полями.

Я: Умница, вот такую шляпу и надевай на себя! Тебе удобно?

Лена: Да вроде не жмёт.

Я: Тогда в путь. Возьми лист бумаги. Это будет карта путешествия. Нарисуй то, за чем ты идёшь. Деньги, сокровища, на что это, по-твоему, похоже.

Лена: Это - золотая гора. Вулкан, извергающий потоки золота. Я в каком-то фильме видела (рисует).

Я: Да, высокая гора. Могучий поток золотой лавы истекает из неё.

Лена: И золотые камни сыпятся  (рисует камни).

Я: Эту гору нельзя не заметить, она освещает всё вокруг. К ней и лежит наш путь. Сейчас нарисуй на карте себя.

Лена: ( Рисует в противоположной стороне листа маленькую фигурку).

Я: Ты  нарисовала себя.

Лена: Что-то я какая-то маленькая. Как девочка. А золотая гора так далеко!

Я: Но до неё можно дойти! Ты готова отправиться в путь?

Лена: Да, мне хочется.

Я: На тебе волшебная шляпа, она будет помогать.

Лена: А как начать?

Я: Ставь карандаш туда, где ты нарисована, и начинай двигаться. Всё, что там есть, появится само на карте, шляпа об этом позаботиться.

Лена: Мне приходит в голову, что здесь непроходимый лес.

Я: Нарисуй лес.

Лена: (Рисует густой тёмный лес).

Я: В лесу кто-нибудь есть?

Лена: Так страшно. Темно, я заблудилась.... Никто не поможет.... Так я себя чувствую, когда мне бесконечно отказывают в работе. Ходишь как по заколдованному лесу, и нет выхода (у неё слёзы на глазах).

Я: Ты заблудилась и тебе действительно страшно. Представь, что в руках у тебя волшебная палочка, и сказка продолжается. Но в сказках всегда находится помощник.

Лена: Серый волк? Хорошо, я сажусь на спину серому волку, и он выносит меня из леса (рисует). Жаль, в жизни нет такого волка.

Я: Ты уверена? Вспомни...Не было бы волка в жизни. Не появился бы он в твоём лесу.

Лена: А, я забыла. Мне помогает советами, и даже приезжала знакомая одна, и ещё сосед помогал, ездил со мной на переговоры. Странно, а я забыла об этом.

Я: Серый волк есть, да не один. Ты из леса выбралась. А что дальше?

Лена: Дальше - горы, непроходимые, высокие (рисует).

Я: Ни лазейки, ни тропинки?

Лена: Ничего. Страшнее, чем лес. Горы - это мой возраст, опыта не хватает, квалификации, образования. Всё, чего у меня нет.

Я: Как же преодолеть горы?

Лена: А я вот птицу нарисую. Она перенесёт меня через горы (рисует).

Я: Сильная птица, широкие крылья, она высоко над горами взлетит.

Лена: Птица - вера в себя, мой талант.

Я: А ты в себя веришь.

Лена: Верю (улыбается).

Я: Вот ты и горы преодолела. Золотая гора уже близко.

Лена: Почему-то хочется озеро нарисовать. Или даже море (рисует).

Я: Как ты  море переплывёшь?

Лена: Надо построить корабль. Но одной мне не справится. Нарисую помощников (рисует).

Я: Ты их возьмёшь с собой?

Лена: Да. Тем более, одной мне золото не унести.

Я: А ты кем будешь на корабле?

Лена: Капитаном. Ещё нужен рулевой, матросы, тот, кто определяет, куда плыть.

Я: Большая команда?

Лена: Человек шесть, семь. Я даже знаю, кто из моих знакомых кем тут может быть. Но не на все роли есть люди пока.

Я: Появятся.

Лена: Ну, вот гора рядом.

Я: Что дальше будете делать?

Лена: Золото на корабль грузить (улыбается).

Я: Как ты себя чувствуешь сейчас.

Лена: Хорошо. Появилась надежда. И знаешь что...

Я: Да?

Лена: Я, наверно, не буду больше ходить по объявлениям и резюме рассылать. Лучше что-то своё открыть.

Я: Получится?

Лена: Так серые волки всегда найдутся, а можно и самой их найти. И птицы прилетят, помогут. И команду можно собрать при желании.

Я: Ты карту нарисовала, а по ней историю можно рассказать. Как история называться будет?

Лена: Путешествие к золотой горе. Нет, лучше: экспедиция за сокровищами золотой горы.

Я: Удачи тебе!

Обсуждение

Давайте обсудим, что же произошло за то время, что Лена путешествовала в волшебной шляпе с волшебной палочкой в руках. Первое, что она нарисовала - это далёкая золотая гора, символ денег. Себя Лена нарисовала в виде маленькой фигурки, стоящей далеко от золотой горы. Из рисунка ясно, что деньги в тот момент представлялись Лене далёкой, высокой и недосягаемой целью. Бросалось в глаза одиночество героини на рисунке - рядом никого не было, весь лист был пустым, ничего, кроме недосягаемой золотой горы и беспомощной фигурки. Первоначальный рисунок отражал состояние Лены - подавленность, чувство одиночества, колоссальный разрыв с возможностью приблизиться к деньгам. Далее мы использовали волшебную палочку историй, задавали Лене вопросы, и возник непроходимый зловещий лес. Этот лес позволил Лене выразить отчаяние и безнадёжность, переполнявшие её во время безрезультатных поисков работы. Лес был мрачным и непроходимым, но палочка историй натолкнула Лену на образ волка-помощника. Волк - сказочный персонаж, который часто выручает героя (Ивана-царевича), в русских сказках, служит верой и правдой, бесконечно предан и не покидает героя, пока тот не обретёт победу, и сказка не придёт к счастливому концу. Героиня садится волку на спину, и тот выносит её из леса. Интересно, что в этот момент Лена осознала, что не так одинока она была, оказывается, в процессе своих мытарств, что тотальное одиночество - порождение её фантазии. Всё время находились люди, которые так или иначе помогали ей: кто советом, кто предложением, кто-то провожал на собеседование. Кто-то помогал составить договор. Серый волк был с нею, хотя и менял обличья.  Дальше Лена уже сама, держа в руках волшебную палочку истории, рисует высокие неприступные горы. И почти мгновенно её подсознание рождает чудесный образ - могучую птицу, которая переносит героиню через горы. Птица - символ веры в себя, в свой талант, в собственную победу. Затем, перед героиней предстаёт море. Заметьте, что гора уже недалеко, всё это время героиня упорно шла к цели, расстояние между ней и заветной целью сокращалось. На берегу моря Лена начинает строить корабль, и тут сама собой рядом с ней оказывается команда: люди, которые строят вместе с ней, помогают, с которыми она достигнет золотой горы и сможет собрать золото. Важный итог истории: Лена вот-вот встретится с золотой горой и обретёт её дары (деньги). Не менее важный результат - обретение единомышленников и веры в себя на пути к достижению цели.

Волшебная шляпа (образы подсознания), подарила Лене чудесные символы: серый волк (щедрая помощь окружающих), могучая птица (вера в себя, в свои возможности), команда единомышленников (те, кто помогали строить корабль и путешествовать по морским просторам). Волшебная палочка помогла двигаться в направлении цели, выйти из тупика и пережить историю преодоления трудностей так, как это может произойти и произойдёт в реальность. Случилось ещё одно удивительное осознание: вовсе не обязательно так долго и безрезультатно искать работу, деньги можно зарабатывать, организуя свой собственный бизнес.

И, поскольку вы терпеливо сопровождали Лену в её путешествии, вас тоже ждут подарки.

Положительные настрои на обретение денег

В минуту отчаяния и слабости оглянись вокруг - всегда есть добрые помощники, которые помогут тебе и не бросят в трудной ситуации. А если ты не видишь верного серого волка в густой чаще - позови его сам, и он откликнется.

Ты можешь преодолеть любую стену, любые горы - ведь у тебя есть крылатая птица удачи- твоя вера в себя, в свой талант и в свою силу.

В одиночку корабль не постоишь и моря не преодолеешь. Собери команду - кто-то уже есть, а кто-то найдётся сам, и вместе вы преодолеете все невзгоды.

Тебе может показаться, что золотая гора далеко, и до неё не дойти. Просто начинай двигаться к ней, и гора будет приближаться.  Наступит момент, когда её она засияет совсем рядом,  и ты сможешь наполнить ладони золотом.

Верь в себя, не уставай двигаться, обрети единомышленников и будь богатым!

Реши вторую проблему: английский

Вот что рассказал мне Андрей, мой следующий гость. Он устроился на престижную работу консультантом. Каким-то чудом ему удалось произвести впечатление на работодателей в плане знания английского языка. Но теперь Андрею предстоит через два месяца выйти на работу. Обязанности его включают консультирование на английском, переговоры на английском, чтение лекций, тоже - на английском. Язык Андрей знает посредственно, кое - что понимает, немного читает, но не говорит.  Сейчас он в панике, ибо не верит, что частные преподаватели или курсы помогут ему в проблеме с английским. Несколько раз он повторяет одно и тоже: «Я учу английский всю жизнь, и так его и не знаю». Обескураживает его ещё огромное нежелание погрузиться в язык: фильмы на английском вызывают скуку. Но и простить себе потерю великолепной работы он тоже не сможет.

Мы начинаем с того, что я предлагаю Андрею надеть волшебную шляпу. И вот что происходит дальше.

Я: Что будешь делать: рисовать, лепить?

Андрей: А что, можно лепить? Сто лет этим не занимался. А что лепить?

Я: Можно начать с себя.

Андрей: Ну, вот он я, смешной такой человечек (лепит фигурку).

Я: Поставь себя на лист бумаги.

Андрей: (ставит фигурку в центр листа).

Я: Оглянись, тут рядом с тобой кто-то есть ещё?

Андрей: Люди разные (лепит несколько фигурок и расставляет их на разном расстоянии от центра листа).

Я: Что это за место, как тебе кажется?

Андрей: Это  - Англия. Сейчас изображу (рисует на листе британский флаг, Биг-Бен, лепит красный двухэтажный автобус).

Я: Действительно, Англия. Как ты себя здесь чувствуешь?

Андрей: Ужасно. Вообще все слова забыл. Как глухонемой. Эти люди идут и о чём-то говорят, а я не понимаю. Мне нужно спросить их, а я не могу.

Я: Попробуй, подойди к кому-нибудь. Что тебе надо спросить?

Андрей: Я потерял карту, и не знаю, как добраться до гостиницы.

Я: Ручки и бумаги нет?

Андрей: В том-то и дело, что нет.

Я: Попробуй объясниться простыми фразами, жестикуляцию используй.

Андрей: Да не хочу я клоуном выглядеть. Что, я и на фирме буду с ручкой и бумагой ходить, или мне руками объяснятся? Или на таком английском, что у всех уши в трубочку свернутся.

Я: Пора использовать волшебную палочку силы.

Андрей: А поможет?

Я: Давай пробовать.

Андрей: Что надо делать?

Я: Давай представим, что ты родился в англоязычной стране. В какой?

Андрей: В США.

Я: Нарисуй, где ты живёшь, чем занимаешься.

Андрей: Я живу в Лос-Анжелесе, начинающий актёр, хожу на кастинги. Хочу в кино сниматься, у Спилберга (рисует).

Я: Ты на английском с детства болтаешь. Да ещё как. У тебя есть свой конёк: какой?

Андрей: люблю прикалываться (смеётся).

Я: Ну, давай, приколись. Вон у входа в студию девушка хорошенькая стоит.

Андрей: Hello, baby! Do you .wait me? I am Brad Pitt!

Я: А она тебе и отвечает...

Андрей: Fuckyou!

Я: Нормальный разговор в Лос  - Анжелесе!

Андрей: Да, уж... Ошибок куча, наверно.

Я: Спилберг ещё тебя не взял, и ты не нанял учителя по речи. Говоришь, как все в твоём квартале. Можно бы телефон у неё попросить, ты её понравился. Ой, смотри. Вон сам Спилберг идёт! Вот удача! Нарисуй его, и попроси роль быстро.

Андрей: (рисует Спилберга со свитой). Mr. Spielberg. I grew up on your films. You are a genius, and I am too. Takeme!

Я: Здорово! А ты ему нравишься. Типичный Лос-Анжелеский паренёк, и такой смелый. Нарисуй, как он берёт тебя с собой.

Андрей: Идём вместе на пробы. Мне кто-то даже кофе по дороге сунул. Как у них тут на студии здорово!

Я: И знаешь, что он тебя по дороге рассказывает?

Андрей: Что?

Я: Сам придумай.

Андрей: Что у них девчонка хорошенькая из России снимается, всего пару месяцев в США, а уже без акцента говорит.

Я: Да, об этом вы с ним и болтаете. Как ты себя чувствуешь?

Андрей: Неплохо. Приятно со Спилбергом разговаривать. А телефон у той милашки ещё можно на обратном пути попросить. После того, как меня возьмут.

Я: Точно!

Андрей: Что теперь?

Я: Попробуй вернуться к пластилиновым фигуркам.

Андрей: Уже не интересно. Англия не греет так, как Америка. Меня посетило озарение.

Я: Какое?

Андрей: Совсем мало слов надо знать, чтобы общаться. Было бы желание. Меня всегда пугали сложные железобетонные английские конструкции. Которые надо учить наизусть. И всё равно их никогда не поймёшь.

Я: А теперь что думаешь?

Андрей: Мысль можно упростить максимально. Главное ведь, чтобы тебя поняли.

Я: Это по собственному опыту, когда со Спилбергом общался?

Андрей: И с девушкой. Знаешь, что я ещё понял?

Я: Да?

Андрей: Очень-очень должно хотеться сказать, общаться. Просто распирать, как необходимо общаться. И тогда хватит тех слов, что есть.

Я: Как теперь тебе английский?

Андрей: А я его знаю. Плохо, неточно, но говорить могу. И ещё у меня идеи насчёт метода появились.

Я: Поедешь в Лос-Анжелес?

Андрей: Пока нет, хотя желание есть. Я проиграю сам с собой важные переговоры и выступления, ну. Как бы я хотел, чтобы это проходило. Переведу на английский. Я ещё заметил, что когда что-то рождается из самого сердца, из большой потребности. То оно запоминается хорошо. Не надо специально учить, напрягаться. Я буду общаться на работе как со Спилбергом: самое важное и задевающее чувства.

 Я: А учитель нужен?

Андрей: Пока хочу сам попробовать, увидеть, что двигаюсь. Мне кажется, количество быстро в качество перейдёт. А потом ещё идеи появятся.

Я: Удачи, Андрей!

Обсуждение

Вы заметили, как помогла волшебная шляпа. Андрей лепил, рисовал, придумывал сценки и смешные диалоги, и даже фрагмент сценария, когда ловкий пронырливый паренёк проникает на студию и встречается с самим Спилбергом. Всё это родилось спонтанно, подсознание включилось и правое полушарие выдало творческий материал. Обратите внимание, что когда Андрей создал ситуацию в Англии, это вызвало ещё более сильное переживание проблемы: я не могу говорить по-английски, я беспомощен в чужой языковой среде. Мне кажется, это вызвано тем, что ситуации с Англией неоднократно проигрывались в школе и в институте, оставляя отрицательный след: несмотря на обучение, я так и не говорю на английском.

Когда Андрей нарисовал Лос-Анжелес (а этого никогда не было на уроках английского), ему удалось войти в образ молодого человека, которому ничего не стоит пошутить с незнакомкой, добродушно отреагировать на её грубость, и выложиться в двух фразах перед Спилбергом. Молодой американец использует ситуацию на все сто, у него нет ни психологических, ни языковых барьеров, и Андрей, который перевоплотился в своего героя, переживает то же чувство свободы и раскованности. Это и есть волшебная палочка силы - некая ситуация, созданная самим человеком, в которой он открывает свои собственные источники энергии, новые творческие ресурсы. Энергетический подъём, и переживание собственной успешности наводит Андрея на открытие собственного метода изучения английского: создание простых, но эмоционально значимых текстов-заготовок, которые позволят легко осваивать язык, и одновременно будут являться базой для успеха в будущих выступлениях и переговорах.

Положительные настрои на овладение иностранным языком

Мне достаточно совсем немного слов, и я заговорю, ведь я хочу общаться, и мне есть что сказать.

Я могу отыскать страну, место и ситуацию, а ещё кого-то внутри себя, кому язык будет легко даваться, ведь для этого персонажа он - родной. Не надо ничего специально учить, процесс пойдёт весело и играючи.

Если какие-то методы обучения языкам ничего мне не дают, мне скучно и не хочется ничего делать - это просто не мои методы. Мои - внутри меня, надо просто их отыскать.

Вы выучите язык быстро и легко, а ещё получите море удовольствия при этом. И откроете новые источники творчества в самом себе!

Реши третью проблему: страх

Моя гостья - Вероника. Она хорошо выглядит и кажется уверенной в себе. Тем удивительнее выглядит ситуация, в которой она оказалась. Веронику терзает страх. Вернее, много страхов. Она смертельно боится за здоровье ребёнка, потому что в детстве он тяжело болел, и сейчас бывают неприятные эпизоды с вызовом скорой, больницами, длительным лечением. Вероника жалуется, что каждый раз, когда ребёнок заболевает, она чувствует что-то вроде психологической смерти, тело перестаёт её слушаться. Мертвеет, она не может шевелиться, единственное желание - забиться куда-нибудь и стать невидимой. Когда ребёнок относительно здоров. Вероника боится неприятностей, связанных со школой. Мальчика пытались исключить из школы из-за проблем с поведением и учёбой. Каждый раз, когда звонит классный руководитель, Вероника испытывает мертвящий страх: она замирает, с трудом может двигаться и говорить, её оставляют силы и воля. Выяснилось, что страх Вероника испытывает постоянно, то сильнее. То слабее. Она боится. Что муж потеряет работу, что он бросит их, боится неожиданных известий, несчастий, войны. Даже в светлые благополучные периоды жизни Вероника не бывает спокойной, ей снятся кошмары, она напряжена и не ждёт ничего хорошего. Вероника не помнит, когда это началось. Но жить так больше не хочет.

Я предлагаю ей надеть волшебную шляпу и слепить свой страх, чтобы познакомиться с ним поближе. И вот что у нас получается.

Вероника: Господи, какой мерзкий (она слепила чудовище со змеиными головами и большим бесформенным телом грязно-зелёного цвета).

Я: Это он?

Вероника: Оно. Всё время жалит меня, отравляет ядом страха, который парализует.

Я: Что ты чувствуешь к нему?

Вероника: Отвращение, омерзение. Даже челюсти сводит.

Я: Внутреннего умирание, бессилие, какое бывает в состоянии страха, есть?

Вероника: Нет, как ни странно. Наоборот, есть энергия, агрессия. Хочется раздавить эту гадость (ударяет кулаком по чудовище, плющит его, пока не получается блин из пластилина).

Я: За что ты его так?

Вероника: Жить мне не даёт, гадость такая. Отравляет существование, парализует.

Я: Сейчас легче стало?

Вероника, да, но злость есть всё равно. И страх. Оно же самовозрождающееся чудовище. Сейчас я отвернусь - и оно снова воскреснет, будет ещё больше. Противнее. Больше змеиных голов, и будет мне мстить, отнимать жизнь по капле. (плачет).

Я: Я дам тебе волшебную палочку. Чтобы справиться с чудовищем. Попробуешь?

Вероника: А поможет?

Я: Конечно, вот увидишь. Волшебная палочка начала действовать, волшебство началось. Вспомни место, где тебе было спокойно и хорошо, и та совсем не думала о стразе. Никаких тревог и волнений, только покой, счастье и расслабление. И представь себе такое место. Нарисуй его здесь, на листе, это место.

Вероника: Я сразу представила. Это пляж. Никого нет. Только я. Чистый белый песок. Изумрудное море, прозрачное до самого дна. Я лежу пол ласковым тёплым солнцем. Мне хорошо, спокойно (рисует).

Я: Как ты себя сейчас чувствуешь?

Вероника: Очень расслабленно, спокойно, лениво. Не хочется открывать глаза. Только иногда. Посмотреть на эту красоту. Не надо никуда спешить, ни о чём думать. У меня масса времени, я могу лежать здесь целую вечность (смотрит на картинку).

Я: Что ты слышишь сейчас?

Вероника: Птицы щебечут где-то, волны мягко шуршат.

Я: Нарисуй птиц и волны.

Вероника: Птицы экзотические, яркие, колибри, наверно (рисует). А волны лёгкие, белые маленькие барашки. Как красиво!

Я: Ещё что-нибудь слышишь?

Вероника: невнятный разговор: это сын с отцом разговаривают. А я такая разморённая. Мне не хочется вникать в то, о чём они говорят. Но это лёгкая. Приятная беседа.

Я: Нарисуй их тоже.

Вероника: Они рядом со мной, им тоже хорошо. Мне радостно, что они рядом (рисует).

Я: Ещё что-то хочешь нарисовать?

Вероника: Сок, пить хочется. Как вкусно, свежевыжатый, апельсиновый, виноградный. Свежий, прохладный (рисует большой бокал с трубочкой с ярко-жёлтым соком).

Я: Как называется твоя картина?

Вероника: Рай (улыбается).

Я: Как ты себя чувствуешь сейчас?

Вероника: Хорошо, спокойно. Как будто и правда, побывала на море, отдохнула. Очень расслабленно.

Я: Посмотри сейчас на чудовище расплющенное.

Вероника: Просто блин противного цвета.

Я: Он может превращаться в страх?

Вероника: Нет. Он слишком инертный, это как куча цемента бесформенная, жидкая.

Я: Что с этой кучей можно сделать?

Вероника: В дело употребить. Замазать щели в стенах. Дома.

Я: Покажи, как это будет.

Вероника: (Лепит дом, и замазывает щели в стенах пластилином из кучи, в которую превратилось расплющенное чудовище).

Я: Кто в доме будет жить?

Вероника: Мы, наша семья (улыбается). Давно хотим свой дом.

Я: Дом с гладкими стенами, без единой щели. Здесь живут сильные спокойные люди.

Вероника: Которые ничего не боятся (улыбается).

Обсуждение

В случае с Вероникой, волшебная шляпа оказалась ситуацией, в которой она смогла вылепить свой страх, и понять, сколько сильный активных чувств он вызывает. Агрессию, желание драться, но никак ни пассивность и паралич. Вероника впервые поборолась со своим стразом физически, в жизни ей это не удавалось. Волшебная палочка воображения отправила Веронику в место самого большого для неё спокойствия и радости. Там она смогла отдохнуть, насладиться покоем. Близостью родных людей. Красотой природы, восстановить свои силы. А когда Верника вернулась, страх не был уже таким мерзким и опасным. Просто куча цемента, который можно использовать при строительстве дома. Что Вероник и сделала. Исполнив давнюю мечту всей семьи: она построила дом, и выровняла стены, заделала все дыры и щели, используя тот самый цемент. Обратите внимание, что страх, который был опасным и ужасным, пригодился после трансформации для исполнения мечты.

Положительные настрои на обретение спокойствия и силы

Вселенная дарит мне спокойствие, каждая клеточка моего тела успокаивается, я спокоен как бесконечное синее небо, как вечный океан с его лёгкими волнами, как золотистый песок под солнцем.

Я полон спокойствия, и постепенно во мне пробуждается сила. Такая же спокойная и большая. Это моя внутренняя сила, она сродни силе океана, солнца. Силе вселенной. Эта сила поможет мне в любой ситуации, она действует так же спокойно, как прилив волн. Я спокоен и полон силы, и так будет всегда.

Реши четвёртую проблему: прими решение

Когда мы познакомились с Игорем, он казался озабоченным и был зол на себя. Почти сразу он начал обвинять себя, говорил быстро и раздражённо.

Игорь: Я не умею принимать своевременных решений. А может, вообще не умею принимать решения.

Я: В чём это выражается.

Игорь: Ну, вот, пожалуйста. Приведу пример. Надо продать автомобиль. Я понятия не имею, как это сделать лучше. Сначала просто жду, потом начинаю советоваться, смотреть в интернете. В результате выясняется, что я упустил время, выгодно продать можно было месяц назад, сейчас рынок уже изменился. Оказывается, не так надо было действовать, я не с теми людьми советовался, и в результате я теряю уйму времени и денег.

Я: Проблема в том, что вы не владеете информацией, не из тех источников её берёте...

Игорь: Проблема в том, что я не знаю, как действовать, какое решение принять. Но из своего печального опыта я знаю, что сидеть на месте нельзя, и я действую. Трачу, как уже сказал, время, деньги. Нервы. И выясняется, что я совершил ошибку. Что-то не учёл, не предусмотрел.

Я: Неправильная стратегия...

Игорь: Да, стратегия неверная, решения не те. И меня это бесит, ведь я старался, из кожи лез. Другие не тратили столько усилий, не делали столько ошибок. Каким-то образом они знали, как действовать правильно и своевременно. А я долго ещё плачу за неправильное решение и ненавижу себя.

Я: Можете ещё пример привести неверных решений.

Игорь: Их миллион. Недавно я развёлся. А всё потому, что неправильно женился. Мне казалось, она будет хорошей женой, я опять не учёл важные факторы: её воспитание, ожидания, то, что мы разные. Мне казалось, всё решаемо, преодолимо. А ведь многие мои друзья женились легко, и сделали правильный выбор. Что со мной не так.

Я: Давайте посмотрим. Есть какая-нибудь проблема, важная для вас, которую надо решать.

Игорь: Есть. Мне надо менять работу. Наша контора закрывается, большая часть коллег  уже уволились и люди нашли новые места, а я всё чего-то жду

Я: Вы что-то предпринимаете?

Игорь: Конечно. Я рассылаю резюме, просматриваю вакансии, звоню знакомым.

Я: У вас есть решение, как действовать.

Игорь: Вроде, я действую правильно, как все. Но то ли мне не везёт, то ли это иллюзия, и я опять что-то упускаю.

Я: Похоже, как с автомобилем...

Игорь:  И меня преследует жуткое чувство, что я опять что-то делаю не так. Или вообще не делаю, скоро окажусь на улице. Без работы, и только потом пойму, в чём ошибки. Но как всегда, слишком поздно.

Я: Попробуем сейчас, пока время ещё есть, поискать хорошие решения этой проблемы.

Игорь: Я полностью согласен. И может мне удастся понять, в чём моя проблема с принятием решений. Почему в нужное время, в нужном месте я не оказываюсь и предпринимаю нужных действий.

Я: Для этого я предлагаю тебе надеть волшебную шляпу. Нарисуй картинку, про то, как сейчас ищешь работу.

Игорь: Ну, это вот так выглядит. Я в глухом лесу. Потерялся, мечусь, ищу тропинку, как выйти. Но все они ведут в тупики, в чащу (рисует). И вот я заблудился, стаю один, нет выхода, ещё какие-то тропинки и дорожки, я не знаю, какая верная. Наверно, все они тоже тупиковые.

Я: Но ведь выход из леса есть?

Игорь: Самое обидное, что выход есть.  Есть дорога, которая выводит из леса на просторы (рисует широкую дорогу в стороне от того места, где застрял герой рисунка).

Я: Смотри, дорога есть, но он её не видит, мечется где-то в стороне. Бегает по узким тропкам. Как ему помочь?

Игорь: Я знаю как. Надо перестать бегать, и влезть на высокое дерево (рисует высокий дуб).

Я: Здесь нам понадобится волшебная палочка. Представь, что ты сидишь на верхушке высокого дуба. Что ты видишь вокруг? Нарисуй это.

Игорь: Так, на самой верхушке дуба (рисует). Вижу теперь ту самую дорогу, которая ведёт из леса. А есть и другая дорога, она выводит прямо к шоссе. Там полно машин, мне будет легко добраться до города. Кроме того, вижу город на горизонте. Туда-то мне и надо. Ещё вижу людей, их можно будет расспросить о городе (рисует всё, о чём рассказывает).

Я: Сколько ты видишь всего, сидя на верхушке дуба. А если бы продолжал бегать по случайным тропкам, то так и не вышел бы из леса.

Игорь: Постойте, я кое-что начинаю понимать. Нужно влезть на дерево. Нужна генеральная стратегия поиска, точка, откуда видно всё. И дорогу, выводящую из леса, и ещё более хорошую дорогу. И конечную цель - город, и вспомогательные средства - людей, машины.

Я: Продолжай.

Игорь: Но как это применить к конкретной ситуации. Где тут дуб, с которого я увижу правильный путь поиска работы?

Я: Ты уже знаешь, что газеты, интернет, телефонные переговоры - это только тропки. Бегая по ним, работу не найдёшь, а заблудиться можешь

Игорь: Да, да, да. Подожди. Я что-то начинаю понимать. Но это странные идеи.

Я: Расскажи.

Игорь: Я представил, как будто дуб - это та работа, которую я хочу. Я влезаю на этот дуб, и смотрю в прошлое. На тот лес, в котором я метался. И тогда я увижу и правильное решение. Дорогу, которая вывела меня к этой работе.

Я: Дубов может быть несколько.

Игорь: Точно. Я влезу на каждый и осмотрюсь вокруг. И увижу решения как бы из будущего. Успешного будущего. Здорово!

Я: Может. Проделаем это сейчас?

Игорь: Нет, спасибо, я сам справлюсь.

Обсуждение

Игорь оказался в ситуации, которая казалась ему тупиковой. Раз от разу, он не был способен принимать решения, некоторые были необходимы для выхода из тупика. Решение и стратегия или полностью отсутствовали, или были неверны, или приходили в голову слишком поздно. С помощью волшебной шляпы (активное воображение), Игорь исследовал эту ситуацию. Она напомнила ему глухой лес, в котором заблудился одинокий путник. Герой, который заблудился, очень активен, он вкладывает всю энергию, чтобы найти выход из леса, бежит по многочисленным тропинкам, но, на самом деле уходит от правильной дороги всё дальше и дальше. Пока силы его не иссякают, и он ощущает отчаяние.

Справиться с этой ситуацией Игорю помогла волшебная палочка (ресурс). Высокий дуб - метафора панорамной точки зрения с высоты на проблему. Именно с высокого дерева герой видит дорогу, выводящую из леса, видит и цель - далёкий город. К которому нужно стремиться, замечает дополнительные ресурсы: людей, шоссе, автомобили. Таким образом, ресурс открывает новые источники ресурсов, и даёт не только решение по конкретной ситуации, но и цель, смысл ¸превосходящие по масштабу поставленную задачу. Отныне Игорь обретает уверенность, что сможет решить любые проблемы лучшим образом и своевременно, если позволит себе отыскать высокий дуб и залезть на верхушку дерева.

Положительные настрои на своевременное принятие верных решений

Я верю, что в любой трудной и запутанной ситуации мне придёт в голову верное решение. В этом мне поможет мой опыт, мой разум, моя интуиция, окружающие меня люди, бесконечная доброта и мудрость вселенной.

Я принимаю все ситуации в мой жизни, трудные и лёгкие. Простые и сложные, радостные и печальные, и знаю, что каждая из них делает меня сильнее, мудрее и добрее.  Я расту и становлюсь более зрелым и счастливым день ото дня.

Реши пятую проблему: родительство

Юля обратилась ко мне по поводу своих взаимоотношений с шестнадцатилетним сыном. Она жалуется на плохой контакт, враждебность сына, его пассивность и незрелость, и в то же время винит себя. Давайте послушаем Юлю:

Юля: Каждый день приносит какие-то проблемы с сыном. Она опаздывает из школы, грубит учителям, получает двойки, теряет вещи.

Я: Что тебя больше всего огорчает?

Юля: Больше всего я расстраиваюсь из-за того, что мы не понимаем друг друга. Мне так хочется проявить нежность, я жду его из школы. С обедом. Мне хочется встретить его добрыми словами, поцеловать, почувствовать его тепло и отдать своё. Быть хорошей матерью.

Я: Ты действительно хочешь наладить с сыном контакт.

Юля: Да. Но из этого ничего не получается. Всегда что-то мешает. То он приходит не в настроении и грубит, и я обижаюсь. То мне позвонит классный руководитель, я расстроюсь, разозлюсь на него.

Я: И тогда добрые твои намерения срываются.

Юля: Да. Как я не сдерживаюсь, получается, что я сразу набрасываюсь на него у дверей, мы ругаемся, потом перестаём общаться. Потом я ем себя и страдаю. Какой-то замкнутый круг получается.

Я: Ты ходишь по кругу.

Юля: Вот именно. Хочу быть хорошей матерью, я выгляжу как ведьма злая. Меня качает из стороны в сторону, то я его жалею. То обвиняю. Не это надо моему сыну...

Я: Давай попробуем надеть волшебную шляпу и посмотреть, что из этого выйдет.

Юля: Попробуем. Надеюсь, что поможет.

Я: Слепи, пожалуйста, из пластилина себя и сына, и покажи, как вы с ним взаимодействуете.

Юля: (Лепит фигурки). Ну, вот. Вот так мы не вместе. Он в школе. Я на работе или занимаюсь делами (ставит фигурки на большое расстояние друг от друга).

Я: Сейчас каждый из вас занимается чем-то своим, и вы не рядом.

Юля: Да (Лепит сердце из красного пластилина и кладёт рядом с фигуркой матери).

Я: Ты слепила сердце.

Юля: Это символ моей любви: я думаю о нём, стараюсь для него, готовлю, убираю.

Я: И тебя наполняет чувство любви к сыну.

Юля: Да. Любви и вины. Я так хочу отдать любовь ему, когда мы окажемся рядом, чтобы он почувствовал мою заботу и нежность.

Я: Хочешь отдать ему сердце.

Юля. Да.

Я: Ты можешь слепить отдельно сцену, когда вы встречаетесь с сыном и начинаете общаться.

Юля: Могу (Лепит две фигурки рядом, между ними ползёт змея).

Я: Теперь они рядом, но между ними я вижу змею.

Юля: Да. Мы встречаемся с ним, он приходит домой. Я пытаюсь настроиться на позитив, держаться, не срываться.

Я: Ты хочешь следовать своим благим намерениям, отдать ему сердце.

Юля: Или хотя бы сохранять нейтралитет.

Я: Что происходит на самом деле?

Юля: Где-то я срываюсь. Он провоцирует меня, или я сама завожусь. Я контролирую его, и выясняю кучу всяких неприятных вещей. Кричу. Ругаю его, и всё плохо между нами.

Я: Снова приползает змея.

Юля: Да (Плачет).

Я: Нам нужна волшебная палочка. Ты готова ею воспользоваться?

Юля: Попробую.

Я: Представь, что прошло несколько лет. И у тебя с сыном всё хорошо. И ему хорошо. И тебе.

Юля: Так хочется в это верить!

Я: Попробуй, слепи, как это будет.

Юля: Я даже не знаю....

Я: А ты просто слепи фигурки взрослого сына и себя, и посмотри, что будет.

Юля: Ну, вот. Это сын, такой красивый, взрослый, сильный (Лепит). У него машина, дом, семья (Лепит дом, двоих детей и жену сына). У него замечательная работа. Он много путешествует. Он счастлив (Лепит самолёт недалеко от семьи сына и высокое здание - небоскрёб). В этом небоскрёбе он работает, но при этом много ездит. У него очень интересная и разнообразная жизнь, часто бывает за границей. В его жизни полная гармония!

Я: Действительно, он очень успешный и счастливый молодой мужчина. И в семье у него всё хорошо?

Юля: Да, они с женой любят и понимают друг друга. Дети замечательные. Мальчик и девочка (Улыбается) Я люблю и горжусь ими.

Я: А где тут ты?

Юля: А я ....У меня тоже свой дом. Почему-то хочется слепить мужчину рядом с собой (Лепит мужскую фигуру).

Я: Ты работаешь?

Юля: Да, я работаю, мы с мужем тоже много путешествуем.

Я: Так это твой муж?

Юля: (Смущается). Да, мне кажется так.

Я: И как вы общаетесь с сыном?

Юля: Замечательно! Мы часто встречаемся, проводим с детьми много времени. Помогаем их растить. Сын делится со мной, звонит, приезжает. Он мой близкий друг, родной человек.

Я: Покажи, как вы вместе время проводите.

Юля: (Лепит море, пляж, все фигурки помещает рядом с морем, дети стоят рядом с ней, сын тоже рядом. Здесь же муж Юли и жена сына). Вот, мы все вместе, отдыхаем у моря.

Я: Где это?

Юля: Сейшелы или Мальдивы (Улыбается). Я там ещё не была.

Я: А теперь ты здесь, на море, с любимыми и любящими людьми.

Юля: Да.

Я: Между тобой и сыном есть доверие. Любовь, уважение, привязанность.

Юля: Да, меня это очень радует.

Я: Как бы назвала эту жизнь, которую слепила сейчас?

Юля: Так бы и назвала: счастливая жизнь. Или - гармоничная счастливая жизнь.

Я: Давай вернёмся к первой сцене, которую ты лепила, там, где сын - подросток. И вы с ним не очень ладите.

Юля: А мне можно изменить тут кое-что?

Я: Конечно.

Юля: (Ставит фигурки сына и матери рядом, змею превращает в книгу, лепит самолёт, поезд, плиту и на ней кастрюли).

Я: Ты многое изменила.

Юля: у нас много общего, мы можем говорить о книгах, путешествовать. Ещё сын просил меня научить его готовить. Мы разговариваем. Так здорово, что он ещё живёт рядом со мной, мы можем много общаться.

Я: Здорово, что пока он не вырос, и у него нет своей семьи. Он живёт рядом с тобой, и много что можете делать вместе.

Юля: Да, я могу его многому научить, обсудить, могу развивать его.

Я: Смотри. Здесь вы не конфликтуете,  не соритесь.

Юля: Наверно всё бывает, но не это главное. Мы родные люди, и нам интересно друг с другом. Мы любим друг друга.

Я: Теперь понятно, почему мальчик вырос, и стал счастливым отцом, мужем, состоялся на работе.

Юля: Так всё и есть. Это не фантазия, мы близкие люди. Действительно, любим друг друга. Просто не надо об этом забывать.

Обсуждение

Юля переживала непростой период взаимоотношений с сыном подростком. Временные конфликты, непонимание, усталость заслонили то хорошее, что связывает мать и сына. Пропасть между родными людьми росла ещё и потому, что Юля одна воспитывает сына, и кризисы раннего юношеского возраста ей приходиться переживать без поддержки мужа и отца ребёнка. С помощью волшебной шляпы. Юля смогла увидеть, что контроль, претензии, конфликты вытеснили доверительное общение, интересный досуг в их взаимоотношениях с сыном. Место любви заняла змея. Волшебная палочка помогла Юле отправиться в будущее, и увидеть себя и сына счастливыми, гармоничными, любящими людьми, по-настоящему близкими, друзьями. Когда Юля вернулась в настоящее, она поняла, что отношения с сыном можно и нужно строить по-другому, так, чтобы из хорошего настоящего выросло замечательное будущее.

Положительные настрои на укрепление любви и понимания с ребёнком.

Чтобы не происходило в нашей жизни, я знаю, что все трудности - временные, мой ребёнок переживает болезни роста, они обязательно закончатся, и он вырастет счастливым, гармоничным и реализованным человеком.

Иногда я могу сердиться на ребёнка, но в глубине души я всегда знаю, что мы любим друг друга. Между нами доверие и привязанность, я верю в своего ребёнка и помогаю ему всегда.

Я наслаждаюсь обществом своего ребёнка, мы интересно проводим время друг с другом. Я счастлива. Что могу развивать своего ребёнка, помогать и поддерживать, отдавая свой опыт, любовь и мудрость.

Реши шестую проблему: здоровье

Сегодня мы встречаемся с Мариной. Она рассказывает мне о своих тяготах со здоровьем. Пять лет назад Марина развелась. Брак был тяжёлый, «сплошной стресс», как говорит Марина. Ещё в браке, переживая и расстраиваясь, Марина стала набирать вес, болеть затяжными бронхитами, страдать аллергией. За браком последовал не менее тяжёлый развод, а затем Марина неудачно влюбилась. Роман вызвал подъём сил, и что-то вроде возрождения, Марина похудела, стала хорошо выглядеть. Но любовь оказалась безответной, и после расставания  с возлюбленным, здоровье, как рассказывает Марина, «совсем поехало». Она стремительно набирала вес, появились проблемы со щитовидной железой, бессонница, нервозность. Своё сегодняшнее состояние Марина характеризует так: «Мне сорок пять лет, я ещё молодая женщина, но я разваливаюсь. И самое ужасное, что я всё время хожу по врачам, лечусь, пробую разные лекарства, но легче не становится» Кто-то из врачей сказал Марине, что причины проблем со здоровьем надо искать в психологическом состоянии, и вот Марина здесь.

Я: Как ты себя сейчас чувствуешь?

Марина: Честно? Я чувствую себя старой развалиной. Неповоротливая, толстая, с одышкой. Я плохо себя чувствую, ненавижу своё  отражение в зеркале.

Я: Что тебя больше всего угнетает?

Марина: Знаю, мои слова покажутся странными. Мне кажется, мой организм принял курс на смерть. Я становлюсь старухой, я это чувствую. И выгляжу как старуха. Ощущение молодости. Бодрости. Надежды - всё ушло (Плачет).

Я: Ты действительно сильно переживаешь... Но у нас есть помощники, надеюсь, с их помощью можно будет многое изменить. Начнём с волшебной шляпы. Попробуй нарисовать своё состояние.

Марина: Я когда думаю о своём здоровье и внешнем виде, передо мной стоит картинка, вот её я и нарисую (Рисует дряхлую старуху, без волос и зубов, в лохмотьях, с несчастным лицом).

Я: Кто-то рядом с ней есть?

Марина: Где-то в стороне есть жизнь (Рисует  в другой части листа деревья, дом, фигуры мужчин, женщин, детей, птиц и бабочек).

Я: Ты улыбаешься сейчас.

Марина: Да, там жизнь. Любовь, надежды, здоровье, красота. А эта - она и жертва смерти, и сама смерть (Рисует рядом со старухой змею и паука).

Я: Ты нарисовала змею и паука.

Марина: Это болезни, физические уродства. Змея жалит и отравляет её своим ядом, а паук плетёт паутину и душит её.

Я: Как ты назовёшь свой рисунок?

Марина: Наверно, жизнь и смерть.

Я: У нас есть ещё волшебная палочка, и мы ею воспользуемся. Нарисуй, пожалуйста, жизнь.

Марина: Я нарисую, как если бы я была здорова и счастлива в свои сорок пять лет, и дышала полной грудью. Жила на полную катушку.

Я: Да. Нарисуй именно так.

Марина: (Рисует). Вот здоровая молодая ещё женщина. Она красива, стройна, лучится радостью. У неё семья, рядом любящий и любимый мужчина. Ей интересно жить, она наслаждается жизнью, любовью, счастьем.

Я: Где протекает её жизнь?

Марина: Везде. Вот они дома. Здесь уютно, красиво. На работе ей тоже интересно, она увлечена. Хорошо рядом с любимым мужчиной. Они могут куда-то поехать, ей и там будет хорошо.

Я: Что для тебя на этом рисунке самое важное?

Марина: То, что она здорова. Полна сил, красива, любима. Не думает, что безобразна, что все видят признаки старости и болезней. Она открыта и ничего не боится, она нравится людям, себе. Её возлюбленный любуется ею.

Я: А как ты этот рисунок назовёшь.

Марина: Можно длинное название?

Я: Конечно.

Марина: Счастье сейчас и много-много лет счастья ещё впереди.

Я: Как ты себя сейчас чувствуешь?

Марина: Лучше. Как-то легче, дышится свободнее. Я не думала, когда рисовала, о болезнях и своём внешнем виде.

Я: А о чём думала?

Марина: О счастье, природе, возможностях. Жизнь полна возможностей.

Я: Абсолютно с тобой согласна.

Марина: Ещё у меня мелькнула мысль...

Я: Какая?

Марина: Что я могу тоже быть красивой. В любом состоянии, так или иначе.

Я: Да. Ты ещё о чём-то подумала?

Марина: Я могу быть красивой и счастливой и сейчас. Могу, к тому же, что-то делать со своим телом: худеть, двигаться. И потом, я же лечусь, должно же это рано или поздно дать свои результаты.

Я: Попробуй вернуться к первому рисунку.

Марина: Фу, какой он отвратительный.

Я: Ты там нарисовала ситуацию «сейчас». Хочешь что-нибудь изменить или новый рисунок нарисовать.

Марина: Новый. Во-первых, она среди людей находится (рисует). И она красива. Несмотря ни на что - она красива.

Я: Для тебя красота важнее здоровья?

Марина: Для меня красота - это очень важно. Она даёт мне силы бороться за здоровье. Вот, она чувствует себя молодой, красивой и здоровой (рисует молодую красивую женщину).

Я: Змеи и паука уже нет.

Марина: Нет. Это были химеры, она сама их придумала. Если у неё и есть какие-то неполадки со здоровьем, то они проходят.

Я: Благодаря чему?

Марина: Красота помогает, любовь, которая вот-вот ей встретиться (рисует мужчину в некотором отдалении от женской фигуры).

Я: Как ты себя сейчас чувствуешь?

Марина: Воодушевлённо. Я поняла, как важно для меня быть женщиной. Прекрасной женщиной, несмотря ни на что. И ждать любви, любить, всегда. Это даёт мне силы.

Я: Силы выздороветь?

Марина: Силы быть здоровой и справляться с любыми недугами. Любовь и красота спасают.

Обсуждение

Марина жаловалась на болезни и плохое самочувствие. Волшебная шляпа продемонстрировала, что она ощущает себя старой и одинокой, уродливой и несчастной жертвой отвратительных существ: змеи и паука. Волшебная палочка открыла ресурсы Марины: желание и силы быть молодой, любимой. Здоровая, счастливая, в полной семье. Она прочувствовала свой ресурсный рисунок. И это дало ей силы на изменения. Для Марины выздоровление возможно, если есть вера в свою женскую привлекательность, если она не одинока и чувствует себя прекрасной. Волшебная палочка продемонстрировала удивительные превращения: человек начинает выздоравливать изнутри, процесс исцеления запускается внутренними механизмами, и у каждого они свои. Для Марина это близость с другими людьми. Поддержка и ощущение себя прекрасной женщиной. Включаются внутренние психологические механизмы исцеления, и медицинские воздействия обретают результативность. Процесс внутреннего возрождения является первичным по отношению к медицинскому воздействию.

Положительные настрои на выздоровление и исцеление

Внутри меня есть волшебный ключик от страны здоровья и молодости. Я владею этим ключом, я могу открыть ворота в страну счастья, здоровья и молодости.

Я не борюсь с болезнью и недомоганием, я пытаюсь понять, что они хотят мне сказать, какую важную информацию донести до моего сознания. Если я правильно пойму это послание, я стану здоровой и сильной, а ещё получу дополнительные ресурсы: силу духа. Молодость и красоту.

Только я сама могу помочь себе по-настоящему, отыскав в себе скрытые резервы силы и здоровья. Если эти скрытые силы включаться в полной мере, усилия врачей поддержат их.

Реши седьмую проблему: успех

Риту беспокоят её сны. Сны снятся почти каждую ночь, она много думает о них, но не понимает смысла. Просыпается Рита, как правило, не чувствуя, что отдохнула, в сильном беспокойстве. В её жизни, как она говорит. Не происходит ничего особенного, есть тревоги, большие и маленькие, радостей немного и нечасто. Жизнь полна забот, но вполне терпима, как говорит Рита.   Сны Рита не записывала, не знала, что это надо делать, и поэтому рассказывает  только свой последний сон.

Рита: Да. Сегодняшний сон я хорошо помню, хотя и отрывочно.

Я: Расскажи сон.

Рита: Во сне я на какой-то вечеринке, вернее, это даже празднество. Много людей, мужчин и женщин. Программа вечера насыщенная. Я помню ярко два эпизода.

Я: Расскажи эти эпизоды.

Рита: Откуда-то на вечеринке взялась машина: роскошная ярко-красная, это настоящее лондонское такси, так мне кажется во сне. Очень красивая, шикарная машина, красивый салон, там тоже всё красным лаком отделано и светлой кожей. И вот я катаю в этой машине Ольгу. Ольга - это очень уважаемая и любимая мной фигура. Я работала в её фирме, мы много лет знаем друг друга и помогаем всегда.

Я: Что-то тебе напоминает эпизод с машиной из твоей жизни?

Рита: Я не умею водить машину, а Ольга умеет, и она мечтает о хорошей машине дорогой. Странно, что я веду машину во сне.

Я: Давай наденем волшебную шляпу и переживём этот момент. Вот здесь есть фигурки и разные предметы. Создай ситуацию так с лондонским такси из сна.

Рита: (Расставляет по квадратному периметру фигурки людей, мужчин и женщин в нарядных платьях и костюмах.Сажает в красную машинку фигурку девушки и женщины, и машина неровно и резко начинает ездить по внутреннему кругу). Вот, я неумело веду машину, то встану, то вбок сверну.

Я: О Ольга как реагирует на это?

Рита: Она в восторге, смеётся. Ей очень нравится машина и вся ситуация.

Я: А ты как себя чувствуешь за рулём?

Рита: Мне тоже нравится, я не боюсь, хотя всё время удивляюсь, почему это я за рулём.

Я: А люди вокруг как себя ведут?

Рита: Они не возмущаются, хотя опасаются. Отбегают, отпрыгивают, смеются. Нас с нашей красной машиной воспринимают как аттракцион весёлый и опасный, быть может.

Я: Ольга в восторге, гости смеются, а ты сейчас озабочена.

Рита: Я не понимаю, к чему это такси, почему лондонское, зачем мы это делаем. Я плохо и медленно веду машину, неуверенно. Меня это не радует. Это как выходка подростка хулиганская. Но я не чувствую азарт и радость, какая-то тяжесть.

Я: Не опасность тебя пугает.

Рита: Я не думаю об этом. Неприятна какая-то неестественность и неясность ситуации. Не моё это. У меня ассоциации.

Я: Какие?

Рита: Мы с Ольгой часто говорим об успехе. Она - человек, стремящийся к успеху. И всегда в меня верила, что я чего-то достигну. Но за те пятнадцать-тринадцать лет. Что мы знакомы. Ничего особенного я не достигла. Недавно у неё фраза была: «Ну, залы ты не собираешь...»

Я: Продолжай.

Рита: И вот эта пьяная езда - пародия на успех. Вроде машина настоящая, но в то же время - бутафорская. Вся ситуация искусственная. И Ольга как будто мне подыгрывает. Это не настоящий успех, как если бы мы мчались на полной скорости по шоссе, а какая-то пародия.

Я: Ты это и во сне чувствовала.

Рита: Да, неудобно. Неестественно. Может и восторг Ольги напускной. Это игры, как в жизни. В успех, в признание. А лет-то нам уже сколько...

Я: А по поводу того, что машина - лондонское такси?

Рита: Да. Тоже есть ассоциация. Мне подруга недавно говорила. Как трудно получить визу в Лондон. И у богатых знакомых дочка в Кембридж поступила. Всё это для меня недоступно. Машина - символ недоступной жизни. Как будто ездить в знаменитом лондонском такси я могу только в такой нелепой ситуации, на вечеринке. Вот, такое образ пришёл: вместо настоящей машины я катаюсь на игрушечной, на карусели, и то неумело. Чем бы дитя не тешилось...

Я: А Ольга?

Рита: Она мне подыгрывает. Или не понимает ситуацию. Может ей кажется, что всё по-настоящему. Мне и приятно, что я веду машину. И ей нравится эта вечеринка, эта машина. Но вся ситуация ненастоящая, скорости и умелого вождения нет. И вообще. Мы можем в кого-то врезаться.

Я: Что ты чувствуешь, сидя в машине?

Рита: Неестественность. Недоумение, чувство опасности. Это сейчас. Во сне уже не помню, может быть, там хороших чувств было больше.

Я: Ты сказала, что помнишь хорошо ещё один эпизод из этого сна.

Рита: Да. Я всё на той же вечеринке. Пытаюсь каким-то инструментом что-то сделать в стене. Ко мне подходит мужчина, гость вечеринки. Немолодой. Нечего особенного. И так лихо раскрывает этот инструмент, показывает. Как его нужно упирать в стену и действовать. Так красиво и ловко это в мужских руках получается (улыбается).

Я: Тебе это нравится.

Рита: Даже во сне я подумала. Что вот такой, умелый, спокойный, с руками мужчина мне и нужен. Хотя сам гость впечатления не произвёл.

Я: Эти два эпизода сна как-то связаны между собой?

Рита: Мне нравится, хотя особого воодушевления не вызывает. Что во сне были два значимых и уважаемых для меня человека: Ольга и добрый рукастый мужчина.

Я: Значимые для тебя мужчина и женщина во сне присутствуют.

Рита: Да. А я как бы маленькая неумелая девочка, машину нормально не могу вести, инструментом не умею пользоваться.

Я: Я вижу, у тебя ещё есть догадки.

Рита: Я подумала. Что Ольга и этот мужчина во сне - вроде бы мои родители. Не настоящие, как в жизни, а именно во сне.

Я: Они твои родители...

Рита: Да. И сейчас, когда я это поняла. У меня настроение изменилось. Папа во сне мне помогает, и это именно тот папа, которого я всегда хотела иметь: спокойный. Надёжный, умелый. И он рядом, когда мне надо, учит и поддерживает.

Я: У тебя слёзы на глазах.

Рита: Меня трогает эта сцена из сна, любовь отца. А Ольга - она как будто мама во сне. Тогда тоже по-другому сцена с машиной воспринимается.

Я: Как?

Рита: Я же ещё не взрослая, а уже могу её возить на шикарной машине, и все кругом захвачены этим. Тогда я - молодец, и мама искренне радуется за меня (Улыбается). Здорово. Что именно о такой. Жутко дорогой, недоступной и лондонской машине она и мечтала, мама. Я исполняю её мечту.

Я: Всё это происходит на вечеринке. Где много народа.

Рита: Да. Я вдруг подумала, может она в честь меня, может даже празднуется моё совершеннолетие. Но не понятно, почему я проснулась в нелучшем настроении, да и во сне особой радости не было

Я: Попробуем использовать волшебную палочку. Покажи, как бы ты хотела вести красную машину.

Рита: Я за рулём, рядом со мной и отец и мать, пусть это будут Ольга и тот мужчина. Не знаю. Как они рядом уместились, но они рядом.

Я: Вы в лондонском такси?

Рита: Нет, машина такая же шикарная, лакированная, тёмно-красная. Может даже «Феррари».

Я: И как вы едете?

Рита: Я стартую с места и сразу же на огромной скорости. Здорово. Чувство сумасшедшей скорости. Мы мчимся прямо, по шоссе. А далеко на горизонте. Как в американских фильмах, небоскрёбы на фоне неба.

Я: Ты уверенно ведёшь машину?

Рита: Просто шутя, как будто родилась за рулём.

Я: А родители как себя чувствуют?

Рита: Замерли от восторга и скорости (Улыбается).

Я: Вы мчитесь к огромному городу. Американскому?

Рита: Да. Просто Америка всегда была символом успеха для меня.

Обсуждение

Рите приснился сон, который в чём-то разочаровал её, несмотря на приятные эпизоды. Во сне Рита встречает своих родителей, переживает яркие моменты взаимодействия с ними. Но во сне ей тесно, там она невзрослая, маленькая девочка, которая как бы понарошку катает маму на машине, получает помощь от папы, недовольна собой. С помощью волшебной шляпы и волшебной палочки, Рите удаётся испытать то, что ей так хочется видеть в своей реальной жизни. Она видит себя зрелой и успешной, легко управляющей красивой машиной, видит свою цель и родителей рядом с собой, которые по-настоящему ею восхищаются и доверяют ей. Сон и пережитые наяву символические сцены соединились в одно целое, раскрыв Рите смысл пережитого.

Позитивные ключи для настроя на успех

Всё что я хочу, исполнится. У меня есть талант и силы для этого. Есть поддержка моих внутренних родителей и вселенной.

Я стремлюсь к успеху всей душой, я всё делаю для этого, я честна с собой и людьми, и вселенная помогает мне каждый час, каждую минуту. Я становлюсь всё более зрелой и успешной.

Я переживаю свою жизнь как грандиозный успех, как будто я мчусь на  прекрасной мощной машине по гладкому шоссе к великой грандиозной цели. Я счастлива, мне нравиться жить, я наслаждаюсь жизнью и успехом.